Финасовая доступность в условиях кризиса

Борьба с пандемией. Три вопроса к ОКСУС Кыргызстан.

Как кризис Covid-19 повлиял на МФО?
Кризис Covid-19 повлиял на ОКСУС Кыргызстан в трех измерениях: клиенты, деятельность и
финансы. Экономический спад в стране напрямую повлиял на половину наших клиентов. Во-первых, на
деятельность 15% наших клиентов кризис оказал сильное влияние, например, на клиентов в
текстильной промышленности. Действительно, текстильная промышленность особенно пострадала из-за закрытия границ со странами — торговыми партнерами, что привело к отсутствию сырья в течение 8 месяцев и невозможности экспортировать товары. Во-вторых, 25% клиентов работали в секторе, который временно прекратил работу во время закрытия границ в марте 2020 года. Наши клиенты из сельскохозяйственного сектора столкнулись со снижением доходов, поскольку они не могли продавать свою продукцию на продовольственных и скотных рынках, которые были временно закрыты. Эти клиенты, к сожалению, не могли воспользоваться помощью государства в тот период. Наконец, около 10% наших клиентов нуждались в средствах, чтобы поддержать свои семьи и/или купить лекарства. Все эти трудности, с которыми столкнулись клиенты, привели Компанию к временному увеличению портфеля под риском свыше 30 дней с 1,5% — 2% до начала кризиса и примерно до 5% в конце 2020 года, временному прекращению выдачи микрокредитов в апреле и мае, которая затем восстановилось до уровня, характерного для докризисного периода в марте 2021 года. Чтобы поддержать своих клиентов и обеспечить непрерывность бизнеса, Компания быстро адаптировала свою деятельность. В условиях
изоляции и мер социального дистанцирования впервые была введена дистанционная работа.

Кредитные специалисты, которые не могли физически встретиться с клиентами, усилили
использование средств дистанционных каналов связи с клиентами. С финансовой точки зрения, кризис Covid-19 привел к снижению возврата микрокредитов, что привело к снижению притока денежных средств. С другой стороны, у ОКСУС были постоянные операционные расходы, которые МФО должна была покрывать. Без решительных внутренних мер и исключительной внешней поддержки Компания столкнулась бы с дефицитом ликвидности. Однако, благодаря особой поддержке наших кредиторов и акционера, удалось преодолеть данное затруднение. Какие меры были предприняты для минимизации негативных последствий кризиса? В ответ на вышеупомянутые трудности ОКСУС разработал план продолжения деятельности, преследующие две простые цели: защитить своих сотрудников и клиентов во время кризиса и продолжать выполнять свою миссию (поддержка микро и малых предпринимателей и бедных работающих). Для выполнения этих задач были предприняты четыре основные меры. Первой мерой была защита клиентов и персонала, которые продолжали физическую деятельность в офисе, путем предоставления гигиенического оборудования, дезинфекции помещений и введения ротации команды. Второй мерой была поддержка наших клиентов, пострадавших от последствий Covid-19, с
использованием индивидуального подхода. С практической точки зрения, ОКСУС предложил некоторым из своих клиентов возможность изменить график погашения, и более половины клиентов воспользовались этой программой ОКСУС Кыргызстан (ОКСУС) — это микро финансовая организация (МФО), которая поддерживает малый и средний бизнес в Кыргызстане путем предоставления микрокредитов. Сегодня МФО насчитывает более 9000 клиентов, в основном проживающих в сельской местности.

Третья мера заключалась в продвижении и усилении цифровых инструментов компании для поддержания обслуживания наших клиентов. Процент клиентов, погасивших задолженность путем использования цифровых инструментов,значительно вырос с 11% наших клиентов в 2019 году до 35% в апреле 2020 года и с тех пор постоянно увеличивался. Четвертой мерой было активное участие в постоянном взаимодействии с нашими кредиторами и акционером на каждом этапе кризиса. Помимо различных предпринятых мер, наши кредиторы предоставили отсрочку на один год по погашению основной суммы долга, что помогло ОКСУС получить больше ликвидности в трудную минуту. Это достижение стало возможным благодаря уникальному джентельменскому соглашению, подписанному между всеми кредиторами и Компанией. Поддержка со стороны микрофинансовых инвестиционных механизмов сыграла важную роль в обеспечении деятельности организации.

Какие уроки могут извлечь МФО по прошествии более чем одного года со времени начала кризиса?
Несмотря на то, что пандемия Covid-19 продолжает создавать неопределенность, анализ кризиса, проведенный Компанией на данный момент, позволил извлечь несколько уроков:
Урок 1: Четкий план обеспечения непрерывности бизнеса позволяет МФО быть более гибкой.
Урок 2: Защита клиентов и персонала является ключевым фактором для выхода организации из кризиса.
Урок 3: Постоянный диалог с акционерами и кредиторами способствует повышению финансовой устойчивости.
Урок 4: Цифровизация больше не является потенциальным дополнительным предложением для клиентов. Это один из методов погашения кредитов, который МФО должна быть в состоянии предлагать. По данным Всемирного банка, в 2020 году уровень бедности в Кыргызстане увеличится на 11 баллов, и 700 000 человек оказались за национальной чертой бедности. Таким образом, микрофинансирование будет играть ключевую роль в оказании помощи людям, оставшимся вне традиционного финансового сектора, в преодолении кризиса в долгосрочной перспективе. На сегодняшний день Компания OКСУС, как и многие другие МФО, продемонстрировала устойчивость во время пика кризиса и сейчас возвращается к докризисному уровню выдачи микрокредитов. Поэтому ОКСУС уверенно смотрит в будущее и в возможности роста и развития.

Генеральный директор ОКСУС Кыргызстан Денис Хомяков